Слово Dixiland имеет фольклорное происхождение, "страна Дикси" - символическое название южных штатов США.
Диксиленд - одна из основных стилевых разновидностей традиционного джаза. Этот бодрый танцевальный стиль создали белые музыканты. Во избежание употребления самого слова "джаз", отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным, новый стиль назвали сказочным словом - Dixiland.
Первые образцы Диксиленда относятся к концу ХIХ в., но окончательно этот стиль сложился в 1910-е гг. Первая запись, индифицируемая как Диксилэнд была сделана в 1917 в Нью-Йорке Original Dixieland Jazz Band под управлением Nick La Rocc'a. Членами оркестра были белые музыканты из Нового Орлеана, играющего в стиле, который они переняли у чернокожих новоорлеанских музыкантов. Затем последовали другие записи, в них принимали участие джазовые оркестры, которые путешествовали в Чикаго и Нью-Йорк. Развлекательная Dixiland music завоевывала все большее количество поклонников. Известные рекорд-компании огромными тиражами начали выпускать пластинки в этом жанре.
В 1923 году состоялась первые самостоятельная Диксилэнд-запись черных музыкантов, выпустили пластинку в исполнении Джазового оркестра King Oliver's Creol Jazz Band, в который входило несколько очень популярных новоорлеанских музыкантов, тогда уже довольно известных в в Чикаго: Louis Armstrong, Johnny and "Baby" Dodds, and Honore Dutrey.
Многие "белые" джаз-банды в Чикаго, да и в других городах Америки, адаптировались в рамках нового стиля, среди них - новоорлнанские Rhythm Kings и Wolverines, руководителем последнего коллектива был Bix Beiderbecke. Характерная особенность стиля Dixieland - импровизированные партии трубы, кларнета, и тромбона, основанные на ипровизации, сплетающиеся в один яркий музыкальный рисунок. Импровизация происходит на фоне утойчивого "чавкающего" (сhomp-chomp) ритма, который создается такими инструментами как фортепьяно, бас, барабаны. В Dixilande преобладает полифоническая музыкальная фактура. Большинство бэндов не использовало при игре никаких нотных партитур, предпочитая устно согласовывать предстоящую импровизацию. Каждый музыкант, играющий в новоорлеанском составе, по своему желанию варьировал придуманную им же партию, лишь бы это не портило общее звучание. Правда, такие гении, как Армстронг, вместо вариаций находили абсолютно новые мелодические решения.
В 20-х годах Диксиленд набирал популярность. Два наиболее важных центра джазовой культуры это - Чикаго и Нью-Йорк, хотя уже практически все штаты страны были подхвачены танцевальными ритмами Dixiland'a.
В Чикаго наиболее известные музыканты были членами маленьких оркестров подобно Wolverines. С другой стороны, В Нью-Йорке наблюдалась тенденция больших оркестров с двумя или больше трубами, одним или двумя тромбонами, тремя или четырьмя дудками, плюс ритм секция. Большие оркестры играли в ревю, на выставках, водевилях, в дансингах и театрах.
Постепенно "белые" банды начали отходить от малоплодотворного слепого подражания новоорлеанскому стилю. Второе поколение музыкантов диксиленда ( середина 20-х гг.) освоило основные выразительные средства негритянского джаза (импровизацию, офф-бит, "блюзовый звукоряд", хот-тон и др.), вступив на путь постепенного преодоления расовых барьеров. В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки. Hа раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием менестрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл и особенно регтайма.
Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла около 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохранились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.
(c) По материалам Melody.ru