Авторизоваться | Зарегистрироваться | Начальник
Alternative · Chanson · Classica · DJ/Dance · Folk · Hip-Hop · Jazz · Pop · Rock/Metal     
MusZone.ru  НОВОСТИ  РЕЛИЗЫ  АФИША  ОБЪЯВЛЕНИЯ  НАШ ВЗГЛЯД  ИСПОЛНИТЕЛИ  ЗАМЕТКИ  РАДИО  ПОЛЕЗНОЕ  ФОРУМ  КАТАЛОГ 
Muszone.ru | Полезное, к прочтению | Добавить исполнителя




Уголок редактора

Написать отзыв, предложение, задать вопрос можно тут.
icq
 

tel
   +7(921) 6-333-426
(пн-пт с 10:00 до 17:00)
 

«Запрещенные барабанщики»
07.07.2016 14:00, Москва.
ВДНХ











Церковная музыка


Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в гостях – кандидат искусствоведения, исследователь русской церковной музыки Николай Денисов. Здравствуйте, Николай Григорьевич. Часто, рассказывая о храмах, в которые люди ходят, оин говорят: «А как у нас хорошо поют! Какой у нас прекрасный хор!» Скажите, какое место музыка занимает в богослужении?

Николай Денисов, искусствовед: – Церковное пение занимает самое важное место в богослужении и хор должен быть хорошим. Пение – неотъемлемая часть службы, неотъемлемая часть Православия.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Ритм нашей жизни постоянно меняется, и вместе с ним меняется язык общения между людьми, меняется язык музыки. Современная иконопись и современная церковная архитектура ищет новые формы. А должен ли меняться и меняется ли церковный музыкальный язык?

Николай Денисов: – В истории Церкви были разные периоды. Был период активного творчества, когда формировался и музыкальный язык, а также иконописный.

Потом Церковь в течение какого-то времени все эти формы канонизировала. Пение и другие виды церковного искусства формировались на протяжении очень длительного промежутка времени. Наше время очень активно и при этом очень не духовно. Есть такое высказыванию у одного из святых отцов: «Напевы в храме должны быть такие, чтобы они душу человека приводили к благоритмию». Мы приходим в храм, чтобы уйти от суеты повседневности, чтобы вылечить там свою душу от безумства этого мира. Безусловно, каждый исторический период вносит коррективы в церковное искусство. Но не нужно в наше время спешить быстрее все поменять в церковной жизни вообще, и в сфере церковного пения в частности. Давайте возродим то, что есть.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Давайте возрождать. Но вот любители знаменного пения, о которых рассказывал наш сюжет, настаивают на том, что только знаменное пение является настоящим церковным пением. А партесное пение таковым, по их мнению, не является. Правомерна такая категоричность? Какое пение более церковно?

Николай Денисов: – Исторически знаменное пение формировалось в рамках монашеской и аскетической практики. Все, что сформировала эпоха Средневековья, несомненно церковно. Так уж исторически сложилось, что язык партесного пения возник в светском искусстве. Но этот язык пришел в Церковь. Я не забываю, в этой связи, повторять слова очень известного православного регента Лондонского кафедрального собора, протоиерея Михаила Фортунато. Он говорил, что Церковь приняла этот вызов светского искусства, и в рамках воспринятого языка музыки создала свой, церковный, язык пения. Поэтому указанное противопоставление церковного и якобы нецерковного (в частности по критерию древности) не совсем обосновано. Говоря о партесном и знаменном пении и сравнивая их, не нужно понятие стиля, по которому они конечно же отличаются, смешивать с понятием спасительности. Определять же уровень, если так можно сказать, спасительности или, скорее, душеполезности того или иного певческого стиля является, думаю, прерогативой священников и богословов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существует еще и авторская музыка. Бортнянский, Чайковский, Рахманинов писали духовную музыку для концертного исполнения или все-таки для богослужения?

Николай Денисов: – Если говорить об авторах XVIII-XIX веков, нужно отметить, что эти люди были верующими. И писали они, в том числе, для церковного использования. Можно по-разному оценивать сейчас их произведения – принимать или отвергать – но они творили для Бога. Это несомненный факт.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Иногда в храмах, особенно московских, поют очень профессионально, но слушать это во время богослужения, мне кажется, часто невозможно, потому что молитва подменяется концертом. Насколько важен, по Вашему мнению, именно профессионализм в литургическом пении?

Николай Денисов: – Церковное искусство требует профессионализма.

В Древней Руси настоящие певцы высокого уровня были профессионалами своего дела. Кроме того, древнее церковное пение было элитарным. Им владело небольшое количество людей, которые имели свой определенный (надо сказать, высокий)– статус в обществе. Пение было их профессией. Но это были люди церковные, они имели благословение священноначалия, проходили церковное посвящение, так называемую хиротесию.

Другое дело восприятие профессионализма в наше время. Приглашаются в храм певцы из числа обычных светских людей, которые пением просто зарабатывают деньги. Но каноны Церкви никто не отменял, так что такая практика есть нарушение установлений Церкви. Есть знаменитое 75-е правило VI Вселенского Собора, согласно предупреждению которого пение в храме не должно превращаться в вопли и крики.

Очевидно, что и тогда бесчиние имело кое-где место в богослужебном пении. Главное, чтобы пение способствовало молитве и приближению к Богу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не секрет, что профессиональный хор – это очень дорогое удовольствие для храма, который прежде всего нуждается в возрождении приходской жизни. А профессиональные певчие, к сожалению, часто бывают нецерковными, а подчас и неверующими людьми. Нужны ли такие хоры вообще?

Николай Денисов: – Выбирать певчих – это прерогатива духовенства. Надо сказать, что в древности мало было профессиональных хоров, потому что музыка всегда была искусством дорогостоящим и элитарным. Был царский хор, был Патриарший хор, были архиерейские хоры. И деньги на эти хоры выделялись из царской казны, из доходов Патриарших поместий. Естественно, что далеко не многие храмы и в древности могли позволить себе такие хоры. Но позвольте заметить: каждый священник был музыкально образован. И в рядовых приходских храмах все обязанности по отправлению богослужения лежали на священнике, на дьячке и на пастве.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, у нас есть звонок от наших телезрителей. Мы слушаем вас, вы в эфире.

Телезрительница: – Здравствуйте. У меня такой вопрос. В книгах Священного Писания верующие призываются прославлять Господа очень разнообразными способами, и в частности, на музыкальных инструментах. Почему у нас в храмах не применяются никакие музыкальные инструменты?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень интересный вопрос, спасибо.

Николай Денисов: – Этот вопрос звучит достаточно часто. Как всем известно, Спаситель пел Сам, можно вспомнить слова из Евангелия: «Воспев, восшел на гору Елеонскую». Самым совершенным музыкальным инструментом является человеческий голос, поэтому другие музыкальные инструменты были устранены из православного богослужения. Если брать колокола (единственный инструмент, который допущен в наше богослужение), то ни в одном документе, где говорится о колоколах, колокольный звон никогда не называется музыкой.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, а как Вы относитесь к так называемому народному пению, когда во время литургии поет весь храм?

Николай Денисов: – Очень положительно. Там, где не прерывалась богослужебная практика, традиция богослужебного пения, там всегда пел народ. Есть совершенно уникальная традиция пения у старообрядческих казаков-некрасовцев. Существует изумительная традиция народного пения у православных казаков. Есть замечательная традиция закарпатского народного пения. Конечно, мы не можем сказать, что завтра все на таком же высоком уровне запоют в Храме Христа Спасителя. Но если предположить такую ситуацию, то это было бы хорошо. Да так и должно быть! Кстати замечу, что в первые века Христианства пение было общенародным.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А Вы сами поете на клиросе?

Николай Денисов: – Нет, я не пою. Уже три года я обучаю знаменному пению в Научном центре русской церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского, которым руководит профессор Ирина Лозовая.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо большое, Николай Григорьевич, что Вы пришли к нам на передачу. Я желаю, чтобы Ваши студенты научились настоящему знаменному пению, чтобы это способствовало возрождению в наших храмах древних традиций пения, и чтобы вместе с тем повысилась общемузыкальная культура у прихожан, которые, таким образом, могли бы петь за богослужением. Всего вам доброго.




(c) по материалам сайта sedmitza.ru







Couple
Pop
Москва
Кана
Рэп
Ижевск
Игорёхин
Авторская песня

Корбуков Алексей
гитара,вокал
Митя Берхин
вокал, губная гармошка
Илья «SoL» Солодов
вокал

Experience 0
Московское R&B 2008
futuristic figure 2009




О MusZone.ru | Партнерам | Пользовательское соглашение | Реклама | Ноты | Кааталог mp3 | Контакты | RSS



2005-2016 © Muszone.ru