Авторизоваться | Зарегистрироваться | Начальник
Alternative · Chanson · Classica · DJ/Dance · Folk · Hip-Hop · Jazz · Pop · Rock/Metal     
MusZone.ru  НОВОСТИ  РЕЛИЗЫ  АФИША  ОБЪЯВЛЕНИЯ  НАШ ВЗГЛЯД  ИСПОЛНИТЕЛИ  ЗАМЕТКИ  РАДИО  ПОЛЕЗНОЕ  ФОРУМ  КАТАЛОГ 
Muszone.ru | Полезное, к прочтению | Добавить исполнителя




Уголок редактора

Написать отзыв, предложение, задать вопрос можно тут.
icq
 

tel
   +7(921) 6-333-426
(пн-пт с 10:00 до 17:00)
 

«Запрещенные барабанщики»
07.07.2016 14:00, Москва.
ВДНХ











Церковная музыка


Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в гостях – кандидат искусствоведения, исследователь русской церковной музыки Николай Денисов. Здравствуйте, Николай Григорьевич. Часто, рассказывая о храмах, в которые люди ходят, оин говорят: «А как у нас хорошо поют! Какой у нас прекрасный хор!» Скажите, какое место музыка занимает в богослужении?

Николай Денисов, искусствовед: – Церковное пение занимает самое важное место в богослужении и хор должен быть хорошим. Пение – неотъемлемая часть службы, неотъемлемая часть Православия.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Ритм нашей жизни постоянно меняется, и вместе с ним меняется язык общения между людьми, меняется язык музыки. Современная иконопись и современная церковная архитектура ищет новые формы. А должен ли меняться и меняется ли церковный музыкальный язык?

Николай Денисов: – В истории Церкви были разные периоды. Был период активного творчества, когда формировался и музыкальный язык, а также иконописный.

Потом Церковь в течение какого-то времени все эти формы канонизировала. Пение и другие виды церковного искусства формировались на протяжении очень длительного промежутка времени. Наше время очень активно и при этом очень не духовно. Есть такое высказыванию у одного из святых отцов: «Напевы в храме должны быть такие, чтобы они душу человека приводили к благоритмию». Мы приходим в храм, чтобы уйти от суеты повседневности, чтобы вылечить там свою душу от безумства этого мира. Безусловно, каждый исторический период вносит коррективы в церковное искусство. Но не нужно в наше время спешить быстрее все поменять в церковной жизни вообще, и в сфере церковного пения в частности. Давайте возродим то, что есть.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Давайте возрождать. Но вот любители знаменного пения, о которых рассказывал наш сюжет, настаивают на том, что только знаменное пение является настоящим церковным пением. А партесное пение таковым, по их мнению, не является. Правомерна такая категоричность? Какое пение более церковно?

Николай Денисов: – Исторически знаменное пение формировалось в рамках монашеской и аскетической практики. Все, что сформировала эпоха Средневековья, несомненно церковно. Так уж исторически сложилось, что язык партесного пения возник в светском искусстве. Но этот язык пришел в Церковь. Я не забываю, в этой связи, повторять слова очень известного православного регента Лондонского кафедрального собора, протоиерея Михаила Фортунато. Он говорил, что Церковь приняла этот вызов светского искусства, и в рамках воспринятого языка музыки создала свой, церковный, язык пения. Поэтому указанное противопоставление церковного и якобы нецерковного (в частности по критерию древности) не совсем обосновано. Говоря о партесном и знаменном пении и сравнивая их, не нужно понятие стиля, по которому они конечно же отличаются, смешивать с понятием спасительности. Определять же уровень, если так можно сказать, спасительности или, скорее, душеполезности того или иного певческого стиля является, думаю, прерогативой священников и богословов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существует еще и авторская музыка. Бортнянский, Чайковский, Рахманинов писали духовную музыку для концертного исполнения или все-таки для богослужения?

Николай Денисов: – Если говорить об авторах XVIII-XIX веков, нужно отметить, что эти люди были верующими. И писали они, в том числе, для церковного использования. Можно по-разному оценивать сейчас их произведения – принимать или отвергать – но они творили для Бога. Это несомненный факт.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Иногда в храмах, особенно московских, поют очень профессионально, но слушать это во время богослужения, мне кажется, часто невозможно, потому что молитва подменяется концертом. Насколько важен, по Вашему мнению, именно профессионализм в литургическом пении?

Николай Денисов: – Церковное искусство требует профессионализма.

В Древней Руси настоящие певцы высокого уровня были профессионалами своего дела. Кроме того, древнее церковное пение было элитарным. Им владело небольшое количество людей, которые имели свой определенный (надо сказать, высокий)– статус в обществе. Пение было их профессией. Но это были люди церковные, они имели благословение священноначалия, проходили церковное посвящение, так называемую хиротесию.

Другое дело восприятие профессионализма в наше время. Приглашаются в храм певцы из числа обычных светских людей, которые пением просто зарабатывают деньги. Но каноны Церкви никто не отменял, так что такая практика есть нарушение установлений Церкви. Есть знаменитое 75-е правило VI Вселенского Собора, согласно предупреждению которого пение в храме не должно превращаться в вопли и крики.

Очевидно, что и тогда бесчиние имело кое-где место в богослужебном пении. Главное, чтобы пение способствовало молитве и приближению к Богу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не секрет, что профессиональный хор – это очень дорогое удовольствие для храма, который прежде всего нуждается в возрождении приходской жизни. А профессиональные певчие, к сожалению, часто бывают нецерковными, а подчас и неверующими людьми. Нужны ли такие хоры вообще?

Николай Денисов: – Выбирать певчих – это прерогатива духовенства. Надо сказать, что в древности мало было профессиональных хоров, потому что музыка всегда была искусством дорогостоящим и элитарным. Был царский хор, был Патриарший хор, были архиерейские хоры. И деньги на эти хоры выделялись из царской казны, из доходов Патриарших поместий. Естественно, что далеко не многие храмы и в древности могли позволить себе такие хоры. Но позвольте заметить: каждый священник был музыкально образован. И в рядовых приходских храмах все обязанности по отправлению богослужения лежали на священнике, на дьячке и на пастве.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, у нас есть звонок от наших телезрителей. Мы слушаем вас, вы в эфире.

Телезрительница: – Здравствуйте. У меня такой вопрос. В книгах Священного Писания верующие призываются прославлять Господа очень разнообразными способами, и в частности, на музыкальных инструментах. Почему у нас в храмах не применяются никакие музыкальные инструменты?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень интересный вопрос, спасибо.

Николай Денисов: – Этот вопрос звучит достаточно часто. Как всем известно, Спаситель пел Сам, можно вспомнить слова из Евангелия: «Воспев, восшел на гору Елеонскую». Самым совершенным музыкальным инструментом является человеческий голос, поэтому другие музыкальные инструменты были устранены из православного богослужения. Если брать колокола (единственный инструмент, который допущен в наше богослужение), то ни в одном документе, где говорится о колоколах, колокольный звон никогда не называется музыкой.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, а как Вы относитесь к так называемому народному пению, когда во время литургии поет весь храм?

Николай Денисов: – Очень положительно. Там, где не прерывалась богослужебная практика, традиция богослужебного пения, там всегда пел народ. Есть совершенно уникальная традиция пения у старообрядческих казаков-некрасовцев. Существует изумительная традиция народного пения у православных казаков. Есть замечательная традиция закарпатского народного пения. Конечно, мы не можем сказать, что завтра все на таком же высоком уровне запоют в Храме Христа Спасителя. Но если предположить такую ситуацию, то это было бы хорошо. Да так и должно быть! Кстати замечу, что в первые века Христианства пение было общенародным.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А Вы сами поете на клиросе?

Николай Денисов: – Нет, я не пою. Уже три года я обучаю знаменному пению в Научном центре русской церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского, которым руководит профессор Ирина Лозовая.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо большое, Николай Григорьевич, что Вы пришли к нам на передачу. Я желаю, чтобы Ваши студенты научились настоящему знаменному пению, чтобы это способствовало возрождению в наших храмах древних традиций пения, и чтобы вместе с тем повысилась общемузыкальная культура у прихожан, которые, таким образом, могли бы петь за богослужением. Всего вам доброго.




(c) по материалам сайта sedmitza.ru







Восьмой Сонет
Folk-rock
Москва
Огни
Rock / Pop-rock / Ska-punk
Москва
Anna Nova
Pop
Санкт-Петербург

Алиса
вокал, гитара, автор

Моя Россия 2011




О MusZone.ru | Партнерам | Пользовательское соглашение | Реклама | Ноты | Кааталог mp3 | Контакты | RSS



2005-2016 © Muszone.ru