Авторизоваться | Зарегистрироваться | Начальник
Alternative · Chanson · Classica · DJ/Dance · Folk · Hip-Hop · Jazz · Pop · Rock/Metal     
MusZone.ru  НОВОСТИ  РЕЛИЗЫ  АФИША  ОБЪЯВЛЕНИЯ  НАШ ВЗГЛЯД  ИСПОЛНИТЕЛИ  ЗАМЕТКИ  РАДИО  ПОЛЕЗНОЕ  ФОРУМ  КАТАЛОГ 

Ольга Арефьева и «Ковчег»
11.02.2018 19:00, Москва.
ЦДХ









Православная церковная музыка


На Русь церковное пение пришло в X веке из Византии. Было оно одноголосным, чисто мужским и называлось знаменным. «Знамена», или как их еще называют, «крюки», – это древние ноты, но, в отличие от обычных нот, они могут обозначать один, два, три и даже четыре звука одновременно. И названия у них необычные. Например, «голубчик борзый», «змийца», «чашка полная», «скамеица».
Спеть по ним мог только тот, кто знал, как они звучат, поэтому «крюки» называли в старину «тайной замкненной».

Обучение знаменному пению на Руси было долгим и дорогим. После окончания учебы было два пути: стать дидаскалом, что в переводе с греческого означает «учитель», либо распевщиком, в нашем понимании – композитором, исполняющим свои собственные сочинения. Строгое одноголосное пение слушали при дворах князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и царя Ивана Грозного. Шесть веков звучало оно на Руси, пока в середине XVII века ему на смену не пришло многоголосное партесное пение, – то есть пение по партиям. Его принесли на Русь киевские церковные певцы. Партес записывался не крюками, а нотами. Новые благозвучные мелодии очень полюбились царю Алексею Михайловичу и Патриарху Никону, которые и дали партесному пению широкую дорогу. И только старообрядцы совершенно не приняли партеса и до наших дней поют только по крюкам.

В последнее время знаменный распев у нас в стране стал возрождаться. Все чаще его можно слышать в храмах. И, как и три столетия назад, между апологетами одноголосья и многоголосья возникают споры. Что же более церковно? Чему принадлежит будущее?

Глеб Печенкин, головщик храма Воскресения Словущего на Крутицком подворье: – То, что знаменное пение более церковно по сравнению с партесным, для меня бесспорно… Нужно постепенно изучать его и постепенно к нему переходить.

Владимир Горбик, регент хора подворья Троице-Сергиевой Лавры: – Если целиком сделать службу знаменной, то люди будут с трудом воспринимать такое пение, так как сейчас большинство людей в музыкальном отношении очень невоспитанны... Самое хорошее пение в храме – это то, которое не мешает молитве. Как-то одна прихожанка сказала мне, что после пения одного хора ей один раз захотелось поаплодировать. Так вот петь в церкви надо так, чтобы хлопать не хотелось.




(c) по материалам sedmitza.ru







Masquerade
funeral doom, funeralART, funeral core, funeral Jazz
Сыктывкар
Александрия
Melodic metal
Нижний Тагил
Jumble Tone Blues
Blues, rock
Москва


Моя Россия 2011




О MusZone.ru | Партнерам | Пользовательское соглашение | Реклама | Ноты | Контакты | RSS



2005-2018 © Muszone.ru