Авторизоваться | Зарегистрироваться | Начальник
Alternative · Chanson · Classica · DJ/Dance · Folk · Hip-Hop · Jazz · Pop · Rock/Metal     
MusZone.ru  НОВОСТИ  РЕЛИЗЫ  АФИША  ОБЪЯВЛЕНИЯ  НАШ ВЗГЛЯД  ИСПОЛНИТЕЛИ  ЗАМЕТКИ  РАДИО  ПОЛЕЗНОЕ  ФОРУМ  КАТАЛОГ 
Muszone.ru | Полезное, к прочтению | Добавить исполнителя




Уголок редактора

Написать отзыв, предложение, задать вопрос можно тут.
icq
 

tel
   +7(921) 6-333-426
(пн-пт с 10:00 до 17:00)
 

«Запрещенные барабанщики»
07.07.2016 14:00, Москва.
ВДНХ











Запись электрогитары. Пол Уайт


Если следовать теории эволюции, чем дольше существует что-либо, тем сложнее оно становится, и это справедливо так же в отношении электрогитары, "эволюция" которой продолжается уже более полувека.

Звук электрогитары зависит от самого инструмента, от системы усиления, а также и динамика, используемых гитаристом. Кроме того, существенный вклад вносят и различные техники снятия звука, хотя сегодня именно микрофонное снятие далеко не единственная возможная техника записи электрогитары, наряду с разными эффективными техниками записи в линию (DI). Если следовать теории эволюции, чем дольше существует что-либо, тем сложнее оно становится, и это справедливо так же в отношении электрогитары, "эволюция" которой продолжается уже более полувека. Звук электрогитары зависит от самого инструмента, от системы усиления, а также и динамика, используемых гитаристом. Кроме того, существенный вклад вносят и различные техники снятия звука, хотя сегодня именно микрофонное снятие далеко не единственная возможная техника записи электрогитары, наряду с разными эффективными техниками записи в линию (DI).

1. Усилители и динамики

Гитарные усилители, в большинстве своем, строятся на 10 или 12-тидюймовых динамиках, без твиттеров и кроссоверов, а поэтому у них довольно ограниченное воспроизведение высоких частот. Усилители могут быть построены на одном или нескольких динамиках, а корпуса могут быть либо полностью закрытыми, либо без задней стенки. Всем известный перегруз (овердрайв) был открыт фактически случайно, когда ранние усилители былы перегружены свыше заявленных возможностей, чтобы достичь большей громкости, но из-за ограниченности динамиков в высоких частотах верхние гармоники исчезли из искаженного звука, и результат звучал довольно музыкально. Вот так и вышло, что побочный эффект ограниченности технологии стал фактически стилем гитарного звука сам по себе, а в дельнейшем был взят на вооружение рок, блюз и металл-гитаристами. Как правило, усилители с корпусами без задней стенки обычно имеют немного отличные характеристики низких частот, в частности от того, что отсутствует эффект реверберации внутри корпуса.

Кроме того, встает также вопрос о лампах. Серьезные гитаристы безоговорочно предпочитают звук ламповых усилителей любым транзисторным, однако технические причины могут быть не столь просты, как кажутся. Всем известно, что лампы дают намного более приятный дисторшн, когда их перегружают, но использование выходных трансформаторов тоже влияет на звук... Звук зависит даже от производителя ламп, и от таких технических моментов как выбор триодных, пентодных выходных ламп и т.д. Из-за такого обилия факторов, влияющих на звук (не говоря уж о самой технике игры), гитара и обладает таким широким спектром звучаний.

2. Звукосниматели и шум

Влияние самой гитары на звук зависит от конструкции гитары, включая дерево и систему звукоснимателей. На столь популярном Fender Stratocaster стоят простые одинарные звукосниматели, дающие четкий прозрачный звук, не занимающий большое пространство в миксе. Гитары же, на которых стоят хамбакеры, дают более густой, широкий звук, который может заглушить другие гитарные партии или партии других инструментов, находящихся в диапазоне средних частот. Кроме того, хамбакеры по природе своей отторгают электромагнитные помехи, когда обычные одинарные звукосниматели очень чувствительны к ним. Хамбакеры производства Кинман, Димарцио, Фендер и других фирм используются там, где нужен звук наиболее правдивый, но без помех.

Кстати, будет нелишним добавить, что дисплеи компьютеров - очень сильный источник электромагнитных помех, поэтому если речь идет о записи гитары через компьютер, то плоский LCD монитор будет наилучшим решением. Даже при использовании шумоуничтожающих звукоснимателей гитара все равно остается довольно сильным источником шума, особенно когда используется эффект овердрайва или дисторшн.

Если вы хотите попытаться убрать шум посредством гейта, экспандера или просто шумодава – это лучше оставить на стадию сведения, чтобы ошибка в настройке гейта или шумофильра не испортила хорошо записанную партию. Однако, гейты лучше использовать до дилэя или ревербератора, чтобы предотвратить резкое обрезание ”хвоста” сигнала, когда он упадет ниже порога. Однако, если уж надо записать партию с дилэй-эффектом, то лучше использовать педаль гейта до дилэя, для достижения лучшего эффекта. Ну, а если еще и овердрайв используется, тогда гейт лучше ставить как раз после овердрайва, для того чтобы гейт справлялся и с помехами звукоснимателей, и с шумом овердрайв-эффекта. Большинство гитарных мультиэффектов, кстати, уже включают в себя гейты в нужных местах между секцией усиления\овердрайва и секцией эффектов.

В студии же вместо гейта можно использовать динамический нойс-фильтр для очищения от шума партий, сыгранных без дилэя или ревера. В общем, все подобные устройства работают по принципу прогрессивного сужения сигнала, как только он падает ниже заранее определенного порога. Основные частоты проходят почти без искажений, а верхние обрезаются, чем и достигается существенное понижение шума. После этого обычный экспандер приглушает сигнал на очень низких уровнях. Дигитальные плагины для шумоподавления дают еще меньше побочных эффектов, и их тоже лучше использовать до применения дилэя или ревербератора. Эти плагины могут быть лучшим выбором при компьютерной записи. Хотя в некоторых случаях довольно неплохой эффект может быть достигнут использованием простых фильтров высоких частот. До того, как я стал работать почти полностью на компьютере, я довольно часто использовал фильтр верхнего среза, встроеный в мой Drawmer DS201 гейт для очищения гитарных треков от шипения. Чем меньше я хотел затронуть звук, тем выше был порог фильтрации, то есть 18 или 24 дБ/октава плагин-фильтр будет даже эффективнее чем тот 12дБ/октава, который я использовал. В настройке фильтра весь фокус в том, чтобы найти ту частоту среза, которая бы не влияя существенно на звук, убирала бы шум. Использование фильтров таким образом также помогает избавиться от шума пальцев, и может даже помочь в борьбе с искажением, возникшим в результате клиппинга.

Методика записи

Ладно... С техподробностями разобрались. Пора переходить конкретно к записи. Как ни странно, во многих случаях, если не в большинстве, применяется старый добрый метод снятия звука микрофоном с усилителя. Однако, это не всегда возможно, и вот тогда у нас есть выбор – или использовать предусилители, физически модулирующие звук усилителей, или использовать полные системы моделирования типа VG серии от фирмы Роланд. На худой конец, можно использовать просто аналоговые транзисторные или ламповые предусилители. Ну, а последний вариант – просто воткнуть гитару в линию компьютера и использовать моделирующий плагин. Но начнем мы с техники работы с микрофоном.

Что касается записи

электрогитары, усилитель, с точки зрения микрофона это инструмент, а посему позиция микрофона относительно усилителя очень важна. Ясно, что большинство звука идет напрямую с динамика, но существенная его часть поступает также со сторон и сзади усилителя, как результат вибрации панелей корпуса. У открытых сзади корпусов, само собой, уровень звука сзади усилителя почти равен уровню спереди. Выбор микрофона для записи – дело несложное.. В принципе, любым нормальным микрофоном можно достичь неплохих результатов. Ну, а если обобщать, то я бы сказал, что английские инженеры обычно используют кардиоидные динамические модели, а их американские коллеги – как раз конденсаторные. Динамический микрофон дает сильный звук с хорошим верхом, а конденсаторный – более прозрачный, легкий звук. Однако расположение микрофона влияет на звук не менее, чем сам микрофон.

Один из способов снять звук большого усилителя – расположить усилитель в большом помещении, играть громко, и выставить микрофон в полутора-двух метрах от усилителя, чтобы снимать комбинированный звук всех динамиков, вместе с реверберацией самой комнаты. При этом, микрофон ”слышит” гитару также, как ее будет воспринимать слушатель. Но несмотря на это, самый популярный метод – это снятие с близкого расстояния. Микрофон располагается близко к решетке динамика, и направляется прямо в центр громкоговорителя. Если у усилителя несколько динамиков – выбирается тот, звук которого лучше всего. Сдвиг микрофона в сторону от центра уменьшит высокие частоты в звуке, так что прежде чем дергать ручки эквалайзера – поэкспериментируйте с положением микрофона. Когда корпус усилителя открыт сзади, то можно поэкспериментировать со снятием звука сзади, поскольку это дает совсем другую частотную картину – обычно звук становится теплее и менее прозрачным. Можно попробовать снимать звук двумя микрофонами – и спереди, и сзади. Тогда становится возможно попробовать инвертировать фазы и послушать, при каком варианте звук лучше.. Говоря строго, один из микрофонов должен быть фазоинвертирован, но это не всегда дает лучшие результаты. Если хотите добиться лучшего – расположите еще один микрофон в метре – полутора от усилителя, и комбинируйте его со звуком с микрофона, установленного близко к динамику – либо как суммированый моно-сигнал, либо панорамируя один микрофон влево, а другой вправо. Использование конденсаторного микрофона для снятия ”помещения” обычно дает более реалистичное восприятие пространства, но в принципе – все, что хорошо звучит, хорошо для гитар.

Довольно практичный метод для тех, кто не очень любит вылезать из кресла чтобы установить один лишний микрофон – это комбинированая техника использования двух микрофонов вблизи от усилителя, но один из них – перпендикулярно динамику, а другой – под углом или параллельно. Вдобавок – еще один микрофон можно установить в полутора метрах от усилителя. Если у микрофонов вблизи динамика разные характеристики, к примеру, перпендикулярно динамику стоит конденсаторный, а под углом – динамический, то можно достичь еще большего количества комбинаций, дающих более широкий ассортимент звучаний, посколько можно экспериментировать балансом сигналов, поступающих с микрофонов. Переключение фазы одного из микрофонов также может дать очень интересные результаты. Ну, и если уж совсем лень вставать со стула, то можно сдвинуть микрофон пространства, тем самым как бы прибавить дилэя. По грубым расчетам, 1 миллисекунда задержки равна 30 см расстояния.

Если комбоусилитель небольшой, то его тоже можно подвигать по комнате, особенно когда используется микрофон помещения. К примеру, если поднять усилитель над полом, то отражение сигнала от пола будет уже другим, что повлияет на звук. Попробуйте поставить звукоотражающую панель на пол между микрофоном и усилителем – и будете удивлены эффекту. Если у усилителя недостает нижних частот, можно попробовать поставить микрофон в угол комнаты. Если того баса, что был добавлен благодаря этому, слишком много – отодвигайте микрофон и усилитель от угла, пока не был достигнут нужный баланс частот. Даже непригодные на вид решения могут быть все же эффективными. К примеру, я записывал в квартире друга много лет, и чтобы его не выселили, мне приходилось укладывать усилитель на заднюю стенку, ставить микрофон сверху над решеткой, и все это заваливать одеялами, спальными мешками и т.п. Это давало мне надежную защиту от соседей, а также – тот звук, который я хотел!

Техника комбинирования

Я говорил уже о том, что усилитель, насколько это касается микрофона, - инструмент. Но если гитарист находится в аппаратной, а усилитель – в студии (само собой, при наличии звукоизоляции между студией и аппаратной), то конденсаторный микрофон, расположеный близко к грифу, позволяет снять прямой звук со струн. Сам по себе этот звук не очень, но в комбинации с сигналом с микрофона у усилителя дает интересные результаты. Похожий эффект может быть достигнут разделением сигнала, направляя часть прямо в линию, и убирая эквалайзером немного низких частот или используя энхансер. Если включить так в линию сигнал с пьезодатчика, то результаты могут быть похожими. Все вышесказаное может быть использовано и с предусилителем вместо микрофона.

Некоторые студии слишком малы для снятия звука с усилителя, а даже если место и позволяет, то существуют ситуации когда нужно намного более сильное отделение гитары от других инструментов, играющих вместе. Один из вариантов – использовать звукоизолирующий ящик, в котором расположены усилитель и микрофон. В продаже существуют некоторые модели таких ящиков. Однако можно просто засунуть микрофон и усилитель в шкаф, например...

Запись в линию

Если невозможно снятие звука с усилителя, или нет возможности организовать изоляцию, то одна из нижеописаных техник может вам помочь. Однажды я осматривал предусилитель, который позволял выбирать несколько программ – как на чистом звуке, так и на овердрайве, и я заметил, что одна из эффект-программ чистого звука давала очень хорошее звучание. Когда я почитал описание, я понял, что это была позиция байпасса – обхода! То есть предусилитель был выключен, и единственное, что он делал, было уравнять входную мощность сигнала с гитары со средним сопротивлением входа консоли. Для чистого звука, вы можете достичь того же эффекта посредством DI Box – устройства прямого включения, который имеет вход повышенного сопротивления для гитары, и выход, мощность сигнала на котором подходит к сопротивлению входа консоли.

Входной сигнал немного компрессируется, а потом к нему подмешивается немного реверберированного сигнала, что восстанавливает ощущение пространства. Обычно, после этого добавляют немного нижней середины, чтобы восполнить прозрачность и легкость. Если вы используете программный эмулятор усилителя, то включение гитары в звуковую карту через DI Box даст наилучшие результаты, так как прямое включение может быть чревато падением уровня и отсутствием высоких частот. Прямое включение через DI Box хорошо для чистого звука. Однако, если включить гитару через педаль овердрайва, а затем напрямую в линию, то звук будет неестественно тонким и бесцветным, потому что отсутствует динамик, ограничивающий те самые высокие частоты, о которых мы говорили. Для получения более реалистичного звука нужен симулятор громкоговорителя, который и отфильтрует нежелательные высокие гармоники. Пассивный симулятор можно расположить прямо после педали овердрайва, но тогда придется записывать через микрофонный, а не линейный вход – пассивная фильтрация всегда понижает уровень). Однако доступны и активные симуляторы, которые могут еще более расширить ассортимент звучаний.

Использование предусилителей Оригинальный гитарный предусилитель был Scholtz Rockman, однако в течении нескольких лет у него появились довольно много конкурентов, которые использовали как транзисторные, так и ламповые технологии. Эти предусилители включали в себя эмуляцию громкоговорителей, но почти не включали эффектов. В общем, это были легкие в использовании приборы, и некоторые из них давали прекрасные результаты, хотя и имели меньшую гибкость в ассортименте звучаний, чем дигитальные системы, целью которых было моделировать характеристики широкого спектра усилителей и динамиков. Один из наиболее эффективных способов записать гитару в линию это использование дигитального предусилителя, комбинирующего моделирование усилителя, громкоговорителя и эффект-процессора – нечто подобное Roland VG88. Но для этого на гитару нужно было установить специальный дополнительный звукосниматель. Преимущество его было в том, что моделировать можно было весь тракт сигнала. Все подобные системы звучат по-разному, и многие гитаристы говорят, что они не чувствуют, что играют через настоящий усилитель. Однако, во многих случаях это тот самый звук, который будет на записи. Когда мы слышим тот звук, который и будет записан, то точно известен конечный результат, а поэтому остается лишь полагаться на собственные уши. Однако стоит заметить, что самые нестандартные комбинации моделей усилителей и динамиков могут дать самые неожиданные результаты, так что не стоит зацикливаться на готовых пресетах – экспериментируйте.

Гитаристы, не обладающие опытом студийных записей обычно говорят, что звук в студийных мониторах не тот, который они слышат стоя у усилителя на репетиции, и это неудивительно, потому что мониторинг в студии обычно не делается на большой громкости. Поэтому вопрос дожен стоять так – похож ли звук в мониторах на звук гитары на похожих записях. Обработка эффектами на стадии сведения дает инженеру большую гибкость и пространство для импровизации. Однако, если гитарист хочет слышать эффекты на стадии записи, то можно получить более артистичное исполнение, записывая уже с эффектами. Все что я могу сказать по этому поводу, это то, что обработка становится намного сложнее, если сигнал записан с реверберацией или дилэем. Как выход, можно записывать без эффектов, но включить их в мониторный микс для гитариста. Эффекты типа хоруса и ”квакушки” можно записывать напрямую, если надо, поскольку они не влияют на сложность обработки сигнала. Хотя если подумать, то исполнение – это самое важное, а поэтому возможности для компромиссов неограничены.

Если вы хотите использовать все возможности, записывайте используя все что было сказано выше, но вместе с этим – пустите один сигнал напрямую в линию, без эффектов и запишите его на отдельную дорожку. Это даст вам возможность обработать его потом. Многие инженеры используют такой трек чтобы пропустить его через усилитель, а потом перезаписать с микрофона. Но вы можете использовать предусилитель или эмулятор.

Не существует "правильного" звука электрогитары, потому что сам инструмент не имеет натурального звучания, поэтому варианты эквалайзинга неограничены. Поэтому самым правильным подходом является достижение звука, близкого к желаемому примеру. При эквалайзинге полезно помнить, например, что бочковатость звука колеблется между 100 и 250 Гц.

Поэкспериментируйте с Q-фактором – может быть, для достижения нужного результата достаточно вырезать более узкую полосу частот. Присутствие и яркость звука колеблются между 2 - 6 кГц, в зависимости от нужного звучания. Эти частоты можно использовать для разделения схоже звучащих партий гитар, добавив или убрав разные частоты в этом диапазоне. Однако лучше все же подобрать партии так, чтобы они не глушили одна другую. Как правило, гитары с одиночными звукоснимателями более подходят для плотного микса, а хамбакеры дают более широкий звук, подходящий для миксов с одной гитарной партией.

Компрессию можно использовать не только для контролирования уровня сигнала, но и для того, чтобы увеличить сустейн. Иногда, гитарная партия будет звучать лучше, если есть сустейн, который достигается легким овердрайвом с добавлением компрессии. Даже очень перегруженая гитара будет звучать сильнее и мощнее, если она скомпрессирована. Однако любой шум будет тоже выделен. Чистые гитарные партии тоже только выиграют от компрессии, так как после нее звук становится более ровным. Используя увеличеное время атаки, можно выделить щелчок медиатора, а уменьшив время затухания – достичь более четкого, режущего звука.

Можно оживить, выделить звук посредством короткой реверберации. Немного эха или слабая задержка может дать более пространственный звук, но не стоит злоупотреблять этим, чтобы оставить место для других инструментов в пространстве. Иначе это будет просто грязно звучать. Использование хоруса или флэнджера перед ревербератором может придать звуку очень интересный эффект.




(c) Пол Уайт







Woland
Trash metal
Омск
Клуб ПОДПОЛЬЕ
Metal, Doom, Art, Gothic, Rock, Pop, Рок
Сыктывкар
SkyTrix
Drumpunk
Киев

Илья «SoL» Солодов
вокал
Батов Стас
вокал, ритм-гитара

Легкое дыхание 2005




О MusZone.ru | Партнерам | Пользовательское соглашение | Реклама | Ноты | Кааталог mp3 | Контакты | RSS



2005-2016 © Muszone.ru